Глава 14
В ПОЛЕТ К ПЛАНЕТАМ
|
Схема солнечной системы.
|
|
У Земли только один спутник, и, хочешь не
хочешь, следующей после Луны целью межпланетного полета должна быть какая-либо
планета, одна из остальных восьми планет солнечной системы.
Казалось бы, две планеты — соседки Земли в околосолнечном
пространстве — могут претендовать на эту почетную роль: Венера и Марс.
Однако существуют и другие цели, даже гораздо более просто достижимые,
и не только потому, что они отстоят ближе от Земли, чем обе эти планеты.
Это некоторые малые планеты солнечной системы, так называемые астероиды,
или планетоиды.
Полтора века назад, в первый день прошлого столетия, была
открыта первая и наибольшая из таких малых планет — Церера, а сейчас их
уже известно более полутора тысяч, и все время открываются новые*. Среди
астероидов имеются многие, открытые советскими астрономами, занимающими
ведущее положение в этом отношении. Есть, например, Россия, есть «однофамилица»
нашей замечательной столицы — Москва, есть Симеиза, Армения, есть Комсомолия
и многие другие. |
* Открыто более 6000 астероидов, но только около 1600
занесено в каталоги, потому что для этого требуется вычисление орбиты астероида. |
|
По предположению ряда ученых, астероиды —
это осколки планеты, когда-то обращавшейся вокруг Солнца по орбите, расположенной
между орбитами Марса и Юпитера, и по каким-то причинам разрушившейся**.
Так или иначе, эти малые планеты обращаются вокруг Солнца, как и их большие
сестры, но только по орбитам, обычно представляющим собой гораздо более
вытянутые эллипсы. Некоторые астероиды в своем афелии, то-есть в точке
орбиты, наиболее удаленной от Солнца, приближаются к орбите Юпитера и даже
Сатурна, тогда как в перигелии, то-есть точке, ближе всего отстоящей от
Солнца, они заходят внутрь орбиты Земли, орбиты Венеры и даже орбиты Меркурия.
Астероиды, орбиты которых приближаются к орбите Земли, и могут представить
интерес в качестве очередной цели межпланетных полетов***. |
|
Орбиты некоторых астероидов.
|
|
** Эта точка зрения была высказана советскими учеными
С. В. Орловым, А. Н. Заварицким и другими. С. В. Орлов назвал эту погибшую
планету Фаэтоном, по имени мифического сына древнегреческого бога Солнца,
который разбился, не сумев сдержать огненных коней, когда попытался проехать
по небу на колеснице своего отца. По другому предположению, астероиды могут
быть остатками кометы.
*** Эту мысль высказывал еще Циолковский. В частности,
некоторые астероиды могут быть использованы для совершения «экскурсии»
по солнечной системе. Таким астероидом может служить, например, Гидальго,
открытый в 1920 году, затем потерянный и снова открытый советским астрономом
Г. Н. Неуйминым в 1934 году. Гидальго имеет самую большую орбиту из всех
астероидов — в афелии он оказывается в 10 раз дальше от Солнца, чем Земля
(почти достигает орбиты Сатурна), а в перигелии приближается к орбите Марса
и отстоит от Солнца всего в 1 1/2 раза дальше Земли. Весь путь по орбите
Гидальго совершает за 14 лет. |
|
|
Марс в небе его спутника Деймоса.
|
|
Семья этих так называемых «касающихся Земли»
астероидов не так уж мала. Наиболее известным из них является Эрос, который
уже сослужил хорошую службу науке тем, что с его помощью астрономам удалось
наиболее точно определить расстояние от Земли до Солнца. Эрос был открыт
в 1898 году. Он имеет, очевидно, не шаровидную, а неправильную форму. Диаметр
этой планетки, точнее — ее наибольший размер, равен примерно 25 километрам.
Эрос может быть виден в телескоп средней величины. Наименьшее расстояние
Эроса от Земли в 2,5 раза короче, чем наименьшее расстояние от Земли до
Марса: оно равно примерно 22,5 миллиона километров. Во время последнего
приближения Эроса к Земле, в январе 1931 года, расстояние до него составляло
26 миллионов километров; следующее приближение состоится в 1975 году.
В 1911 году был открыт астероид Альберт, имеющий диаметр
всего около 4 километров и приближающийся к Земле на 28 миллионов километров. |
Два интересных астероида были открыты в 1932 году. Амур,
имеющий в диаметре не более 3 километров, прошел тогда на расстоянии всего
15 миллионов километров от Земли. Второй раз его видели в 1940 году. «Погоня»
за такими крошечными небесными телами ставит перед астрономами очень сложные
задачи. Их путь трудно точно рассчитать из-за различных возмущений, которым
он подвергается вследствие малой массы астероида, и уже открытые астероиды
часто «пропадают», так что их приходится «открывать» вновь. Другой из этих
астероидов, Аполлон, прошел на еще меньшем расстоянии от Земли, равном
всего 11 с небольшим миллионам километров; второй раз увидеть этот астероид
пока не удалось. Диаметр Аполлона около 2 километров****.
**** Аполлон прошел от Венеры на расстоянии всего 200
тысяч километров — рекордном по своей малой величине; он был вдвое ближе
к Венере, чем Луна к Земле. |
|
В 1936 году был открыт еще один астероид, Адонис, по размерам
даже меньший, чем Аполлон: его диаметр равен 1 километру. Адонис прошел
на расстоянии всего 1,5 миллиона километров от Земли.
Но рекорд в этом отношении побил астероид
Гермес, диаметр которого немногим больше 1,5 километра, а масса равна 3
миллиардам тонн — песчинка по космическим масштабам. Гермес прошел в 1937
году на расстоянии 780 тысяч километров от Земли, то-есть всего вдвое дальше
Луны. По расчетам, при противостоянии он может приблизиться к Земле даже
на расстояние 500 тысяч километров.
В июне 1949 года был открыт весьма интересный астероид
Икар. Он получил это название не случайно. Как и мифический сын Дедала,
этот астероид слишком близко «подлетает» к Солнцу. Орбита Икара очень вытянута,
она имеет кометный характер. В своем перигелии Икар приближается к Солнцу
на расстояние менее 30 миллионов километров, то-есть заходит внутрь орбиты
ближайшей к Солнцу планеты — Меркурия. Предполагают, что в это время Икар
так разогревается солнечными лучами, что сам начинает светиться. |
|
Орбита астероида Икара.
|
|
Один из последних «касающихся Земли» астероидов был открыт
в 1950 году; он прошел от Земли на расстоянии около 9 миллионов километров.
Нет сомнений, что в будущем будут открыты и новые астероиды, приближающиеся
к Земле*****. Астрономы ведь рассчитывают обнаружить еще многие тысячи
астероидов, и, конечно, среди них найдутся и «касающиеся Земли».
***** В 1948 и 1949 годах были открыты четыре астероида,
которые прошли так близко от Земли, что оставили на фотопластинках след,
как от метеора. Эти астероиды так малы, что их нельзя увидеть даже в самые
сильные телескопы и удается обнаружить только тогда, когда они близко проходят
от Земли. Можно полагать, что число таких крошечных планеток, движущихся
у самой земной орбиты, очень велико. |
|
Полеты к некоторым «ближним» астероидам требуют наименьшего
расхода топлива по сравнению с полетами к любым другим небесным телам,
даже если эти астероиды в десятки раз дальше от Земли, чем Луна. Так сказывается
отсутствие сколько-нибудь значительного поля тяготения у этих крошечных
планет. Надо только избрать такие астероиды, у которых собственная скорость
не была бы слишком большой.
Из двух соседних с Землей планет — Венеры и Марса — легче
достижим, как мы увидим ниже, Марс, хотя расстояние до него и больше, чем
до Венеры. Это объясняется тем, что Венера имеет значительно большую массу;
наименьшее расстояние от Земли до Венеры 40 миллионов километров, а до
Марса — 56 миллионов километров. Можно не сомневаться, что в будущем будут
совершены полеты на обе эти планеты, однако, конечно, после полета на Луну,
а может быть, и на некоторые астероиды. Это будут уже полеты второй очереди;
о них мы подробнее расскажем в следующей главе.
Значительно большие трудности будут связаны с полетами
к целям третьей очереди. К этой группе можно отнести ближайшую к Солнцу
планету солнечной системы — Меркурий, среднее расстояние которой от Солнца
равно всего 58 миллионам километров, то-есть почти втрое меньше, чем расстояние
от Земли до Солнца, а также внешние планеты: Юпитер, с расстоянием от Солнца
778 миллионов километров (в 5,2 раза дальше Земли); Сатурн, отстоящий примерно
в 9,5 раза дальше от Солнца, чем Земля (1428 миллионов километров); Уран,
почти в 20 раз более далекий от Солнца, чем Земля (2870 миллионов километров),
и две последние планеты солнечной системы — Нептун и Плутон, отстоящие
от Солнца в 30 и 40 раз дальше Земли (4500 и 5900 миллионов километров).
Непосредственной целью межпланетного полета могут быть,
и наверняка будут, спутники планет — по крайней мере, некоторые из них.
Всего таких спутников, не считая Луны, в солнечной системе 30, из них львиная
доля — 12 — принадлежит Юпитеру. Немного уступает ему Сатурн с его 9 спутниками******;
у Урана — 5 спутников, у Марса — 2 и Нептуна — 2.
****** Предполагается наличие десятого спутника Сатурна,
получившего уже даже название — Темис. Однако его существование вызывает
сомнение. |
|
Полеты следующей — уже, значит, четвертой — очереди, именно,
полеты к небесным телам, лежащим вне солнечной системы, — к другим звездным
мирам, представляют неизмеримо большие трудности. Достаточно вспомнить,
что ближайшая к Солнцу звезда — она так и называется «Ближайшей»*******
и относится к созвездию Центавра — находится от нас на расстоянии 4,27
светового года, то-есть на таком расстоянии, которое пробегает луч света
за 4,27 года. Вряд ли имеет смысл называть величину этого расстояния в
километрах, особенно если учесть, что луч света пробегает в секунду примерно
300 тысяч километров. Это число равно 4 с тринадцатью нулями! Так как солнечный
луч достигает нашего глаза за 8 минут, то Ближайшая находится от нас примерно
в 280 тысяч раз дальше, чем Солнце. Наиболее же отдаленные от нас звездные
миры, сфотографированные с помощью самых мощных телескопов, находятся еще
в миллионы раз дальше********.
******* Так называемая Проксима (что по-латыни означает
«Ближайшая») Центавра — небольшая красноватая звездочка — находится рядом
с яркой звездой Альфа Центавра, которая раньше, до открытия Проксимы, и
считалась ближайшей к Земле (Проксима на 1 процент ближе).
******** Наиболее отдаленные звездные миры, видимые в
телескопы, находятся на расстоянии около миллиарда световых лет. |
|
Да, судя по всему, совершить полет к звездам удастся не
так скоро... А как это было бы интересно и важно для науки! Можно было
бы посетить такие районы вселенной, где происходят таинственные процессы
рождения звезд, то-есть перенестись в эпоху младенчества нашего Солнца.
Можно побывать и там, где возникают новые планетные системы, как это было
с нашей солнечной системой несколько миллиардов лет назад.
Бесконечно медленно, с точки зрения продолжительности
человеческой жизни, происходит развитие вселенной, развитие солнечной системы,
Земли. И как неизмеримо обогатилась бы наука после межзвездной экскурсии,
во время которой перед глазами людей раскрывались бы всё новые тайны природы,
стремительно развертывались бы один за другим различные этапы развития
вселенной.
При полете к звездам можно было бы посетить и такие далекие
от нас миры, где уже давным-давно существует жизнь, где живут мыслящие
существа.
Наука считает, что в среднем по крайней мере одна из каждой
тысячи звезд обладает спутниками — планетами, подобными Земле. Так как
только в той островной вселенной, галактике, к которой принадлежит Солнце,
насчитывается примерно 100 миллиардов звезд, то, значит, в нашей галактике
имеется примерно 100 миллионов «солнечных систем».
Мы не можем пока видеть даже в самые мощные телескопы
этих планет «чужих» солнц, но наука уже перешла в этом отношении от предположений
к прямым доказательствам — таковы успехи, одержанные в последние годы «астрономией
невидимого». Так, астроном Пулковской обсерватории А. Н. Дейч по некоторым
неправильностям в движении звезды 61 в созвездии Лебедь точно установил
наличие у нее темного спутника, аналогичного планетам солнечной системы.
Подобным же образом открыты спутники и у других ближайших к Солнцу звезд,
в частности, и у Проксимы Центавра. Так развитие науки подтвердило правильность
гениального предвидения Джордано Бруно о существовании бесконечного числа
систем, похожих на солнечную, — предвидения, за которое он был 355 лет
назад сожжен на костре воинствующими католическими изуверами. А ведь и
сейчас в капиталистическом мире находятся люди — впрочем, их только с трудом
можно назвать людьми, — которые восхваляют инквизиторов, пославших в 1600
году Бруно на костер...
Конечно, далеко не всюду существуют условия, необходимые
для возникновения жизни. Надо признаться, что условия эти весьма жесткие:
узкий температурный диапазон — около 100° из миллионов возможных, наличие
атмосферы, влаги и т. д. Тем не менее несомненно существует бесчисленное
множество планет с богатой биосферой, то-есть населенных живыми существами.
Эти живые существа могут иметь самые различные формы, вовсе не обязательно
схожие с земными, но принципиально жизнь в бесконечной вселенной не должна
отличаться от нашей.
Энгельс учит, что «жизнь — это способ существования белковых
тел» и, следовательно, живые организмы на далеких мирах состоят из протоплазмы,
напоминающей нашу земную и имеющей в своей основе белки, построенные из
одних и тех же химических элементов: углерода, водорода, кислорода, азота
и других. На тех небесных телах, где могут образоваться и существовать
белковые соединения, имеется и жизнь. А это значит, что на многих далеких
мирах могут обитать и разумные, мыслящие существа, ибо, по Энгельсу, «материя
приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а поэтому
это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо
соответствующие условия (не обязательно всегда одни и те же)».
Посещение этих далеких миров пока остается только мечтой.
Даже отвлекаясь от технических трудностей, непреодолимых при современном
уровне развития астронавтики и связанных с колоссальными количествами энергии,
которые должны быть затрачены для совершения такого путешествия, его продолжительность
и при очень больших скоростях полета во много раз превысила бы длительность
человеческой жизни.
Однако даже и здесь дальнейшее развитие науки может приоткрыть
некоторые возможности. Речь идет в данном случае не о продлении жизни человека,
за которое борется советская наука, ибо нужное в этом случае «продление»
выходит за рамки возможностей науки. Несколько неожиданные перспективы
в этом направлении открывает увеличение скорости корабля до скорости света
в вакууме — максимально возможной в природе скорости, то-есть примерно
300 тысяч километров в секунду. Принципиально такие скорости, конечно,
могут быть достигнуты — была бы необходимая энергия.
Казалось бы, что даже такая огромная скорость не в состоянии
решить задачу межзвездного полета, так как расстояния в подобных путешествиях
составляют многие десятки, тысячи, миллионы световых лет. Но, по развитой
новейшей физикой теории быстрых движений (обычно эту теорию называют частной
или специальной теорией относительности), время, это четвертое измерение,
меняет темп своего бега, когда скорость движения становится очень близкой
к скорости света. На корабле, мчащемся с такой скоростью, часы будут тянуться
очень медленно. Так, например, если корабль мчится со скоростью, всего
на 1 процент меньшей скорости света, к звезде 61 Лебедя, у которой, как
говорилось выше, советские астрономы обнаружили планетарного спутника,
то для обитателей Земли с момента вылета корабля до момента его возвращения
пройдет около 22 лет (корабль считается летящим все время с одной и той
же скоростью), так как эта звезда находится на расстоянии примерно 11 световых
лет от Земли. Путешественники же, находящиеся па корабле, отметят, что
они находились «в командировке» всего 3 года.
Такое замедление времени при движении с околосветовой
скоростью — уже не только предположение. Современная наука знает экспериментальные
факты, которые могут быть объяснены только с помощью этой теории быстрых
движений.
Если скорость корабля будет еще гораздо ближе к скорости
света, то такой корабль может за короткое время совершать экскурсии даже
в отдаленные от Солнца уголки вселенной. Так, например, до ближайшей к
нашей галактике спиральной туманности, находящейся в созвездии Андромеды
и отстоящей от нас на расстоянии около миллиона световых лет, этот корабль
долетит всего за несколько «растянутых» часов.
Правда, даже при такой скорости межзвездных «кораблей
продолжительность полета будет гораздо больше указанной, так как постепенный,
медленный разгон корабля (он будет, очевидно, происходить с ускорением,
близким к ускорению земного тяготения) до этой скорости, а потом такое
же замедленное торможение потребует большого времени. И все же эти околосветовые
скорости открывают необычайные возможности межзвездного полета.
Основная трудность осуществления подобных полетов заключается
в колоссальных мощностях, которые для этого потребуются. Расчет показывает,
что мощность двигателя такого корабля должна составлять миллиарды киловатт
на тонну массы корабля. Конечно, подобные мощности станут возможными лишь
при полном решении задачи использования энергии атомного ядра. Да и тогда
осуществление полетов с околосветовой скоростью будет связано со многими
фантастическими трудностями. Достаточно указать, например, на опасность
столкновения корабля с частицами вещества, плавающими в мировом пространстве*********.
При таком столкновении эти частицы будут неизмеримо более опасными, чем
самые мощные космические лучи.
********* Установлено, что, помимо разреженной космической
пыли, в межзвездном пространстве плавают атомы водорода, гелия, кальция,
натрия, титана, а также другие атомы и даже молекулы. |
|
Предохранение от вредного радиоактивного излучения, являющегося
следствием столкновения с такими частицами, потребует защитных экранов
толщиной в десятки сантиметров. Что же говорить о столкновении с метеорным
телом, в результате которого корабль попросту мгновенно испарится?
Но возвратимся от далекого будущего к более реальным перспективам
астронавтики — тем задачам, которые ей предстоит решать в течение ближайших
десятилетий, — к полету на планеты нашей солнечной системы.
При полетах на планеты, в отличие от полета на Луну, межпланетный
корабль должен передвигаться на значительные расстояния в поле солнечного
тяготения, так как он при этом сильно удаляется от Солнца или приближается
к нему. В этом случае притяжением к Солнцу уже нельзя пренебрегать, как
мы это сделали при рассмотрении полетов на Луну или вблизи Земли. На преодоление
солнечного тяготения приходится затрачивать значительную энергию, и это
может сильно усложнить полет на планеты по сравнению с полетом на Луну.
Но главная трудность такого полета — это, конечно, его большая продолжительность,
если, понятно, речь идет о полете с людьми. Только постепенно, осторожно
— по мере изучения всех особенностей полета в мировом пространстве и, пожалуй,
главным образом его влияния на человека — такие полеты смогут становиться
все более дальними, и межпланетные корабли будут забираться все дальше
вглубь околосолнечного пространства.
Наложение полей тяготения Земли и планеты, к которой совершается
полет, практически отсутствует, и с ним можно не считаться. Эти поля не
простираются на такие большие расстояния. Практически можно считать, что
притяжение к Земле исчезает на расстояниях от нее, превышающих 800 тысяч
— 1 миллион километров, так оно там мало. Гиря, которая весит на Земле
1 килограмм, весила бы на таком расстоянии от Земли около 0,05 грамма,
то-есть примерно в 20 тысяч раз меньше.
Полет на какую-нибудь планету состоит поэтому как бы из
трех различных участков: а) сравнительно небольшого участка полета в поле
тяготения Земли; б) обычно тоже небольшого участка полета в поле тяготения
планеты и в) разделяющего их, основного по протяженности, участка, где
сказывается только сила притяжения к Солнцу.
Точное определение количества топлива, необходимого для
совершения какого-либо межпланетного полета, то-есть определение соответствующего
значения идеальной скорости, в настоящее время весьма затруднительно —
общего решения еще не найдено, и ответ можно получить, лишь производя многочисленные,
сложные расчеты на математических машинах. Поэтому приходится ограничиваться
приближенными подсчетами величины идеальной скорости. Однако они дают достаточно
точные результаты, по крайней мере, для того, чтобы выяснить вопрос о возможности
или невозможности того или иного полета при современном уровне развития
реактивной техники.
Если рассматривается полет пассажирского межпланетного
корабля от Земли к какой-либо планете с посадкой на нее, а затем обратно,
то, очевидно, при определении идеальной скорости нужно учесть затраты энергии
на следующие основные цели:
1. Преодоление поля земного тяготения. Соответствующая
этому идеальная скорость равна скорости отрыва от Земли.
2. Сообщение кораблю некоторой скорости вне поля земного
тяготения. Это необходимо как для того, чтобы стал возможен полет к цели,
так и для сокращения длительности полета. При малой скорости полета в поле
солнечного тяготения на основном участке пути полет будет длиться чрезвычайно
долго в связи с огромными расстояниями, которые при этом должны быть пройдены.
3. Преодоление поля тяготения планеты дважды — при торможении
корабля на посадке, если планета не обладает атмосферой, которая могла
бы быть использована для этой цели, и при обратном взлете.
4. Выравнивание скорости корабля со скоростью планеты,
а при возвращении — со скоростью Земли, так как в общем случае эти скорости
при встрече будут различными.
Кроме того, должны быть учтены затраты энергии, связанные
с преодолением сопротивления атмосферы, потерями скорости корабля при наборе
высоты или посадке с работающим двигателем, маневрированием, ошибками в
пилотировании и другие.
Вся эта необходимая энергия должна быть запасена на корабле
при взлете, если не рассчитывать на использование в полете каких-либо внешних
источников энергии, например энергии Солнца, или на заправку в полете с
промежуточных баз, искусственных или естественных.
Запас энергии на корабле при его взлете состоит не только
из энергии топлива, находящегося в баках корабля. Корабль обладает весьма
значительной кинетической энергией, поскольку он вместе с Землей мчится
вокруг Солнца по ее орбите, обладая скоростью примерно 29,8 километра в
секунду. Кроме того, он обладает и относительно небольшой кинетической
энергией в результате вращения вокруг земной оси. При правильном направлении
полета корабля эта кинетическая энергия может быть использована, и, конечно,
она должна быть использована.
Как показывают приближенные расчеты, минимальное значение
идеальной скорости для одностороннего полета на Марс с посадкой на нем
должно равняться примерно 25 километрам в секунду, то-есть столько же,
как и для полета на Луну с возвратом на Землю. Для аналогичного полета
на Венеру понадобилась бы большая скорость, примерно 30 километров в секунду,
в связи со значительно большей массой Венеры. Сокращение продолжительности
полета потребовало бы дополнительного увеличения идеальной скорости. Очевидно,
совершить даже эти простейшие межпланетные полеты при современном уровне
развития реактивной техники не удастся.
Гораздо проще задача осуществления полета к этим планетам
без посадки на них, только с облетом вокруг планеты на небольшом расстоянии,
с целью фотографирования ее поверхности и выполнения различных наблюдений.
Такой полет вокруг Венеры потребовал бы чуть ли не вдвое меньшей идеальной
скорости, то-есть мог бы быть осуществлен с таким же примерно количеством
топлива, как и полет на Луну с посадкой на ней.
Примерно такого же расхода топлива потребовали бы полеты
к этим планетам с посадкой на их спутники. К сожалению, Венера лишена спутников,
посадка же на спутники Марса будет, почти несомненно, предшествовать посадке
на самую планету.
|
Межпланетные путешественники на спутнике Юпитера
Европе.
|
|
Однако даже такие простейшие полеты к Марсу
и Венере в настоящее время практически невозможны, в особенности если речь
идет о полете с людьми. Чтобы эти полеты стали осуществимыми, скорость
истечения газов из двигателя ракеты должна увеличиться в 2 раза по сравнению
с современными ее значениями, то-есть до 5—6 километров в секунду. С помощью
химических топлив эта задача не может быть решена.
Проблема решается при использовании искусственных заправочных
станций — спутников Земли. С их помощью полет на Марс даже с посадкой на
нем и возвратом на Землю можно было бы попытаться осуществить уже сейчас.
Однако даже искусственные спутники не смогут решить задачу полета к внешним
планетам солнечной системы, начиная с Юпитера, до тех пор пока не будут
созданы новые топлива. Это связано, в основном, с огромной продолжительностью
таких полетов. Чтобы уменьшить эту продолжительность, нужно сильно увеличивать
скорость полета межпланетного корабля, а это требует, в свою очередь, многократного
увеличения необходимого запаса топлива. |
Продолжительность полета к планетам зависит главным образом
от избранной скорости, а также от маршрута. Полет к Марсу и Венере будет
длиться, вероятно, несколько месяцев, а к Юпитеру и более отдаленным планетам
— годы.
В будущем, когда будут налажены регулярные пассажирские
межпланетные сообщения между различными пунктами «обжитой» солнечной системы,
наиболее широко будут применяться полеты с пересадкой, выгодные с точки
зрения расхода топлива. Например, меньше топлива понадобится, для того,
чтобы земной пассажир добрался до Марса, если он вместо прямого экспресса
пересядет на межпланетной станции на корабль Венера — Марс.
Мы можем пока лишь мечтать о том времени, когда перед
астронавтами, совершившими посадку на спутники Марса, Юпитера или Сатурна,
откроются захватывающие картины этих планет в такой соблазнительной близости.
Первым, конечно, будет изучен загадочный и волнующий мир
Марса с его крохотных спутников — Фобоса и Деймоса**********. На небе ближайшего
к Марсу спутника — Фобоса — Марс будет висеть огромным диском, в 90 раз
больше лунного. Даже со второго спутника — Деймоса — находящегося на расстоянии
23 500 километров от Марса, он будет виден во всех деталях.
********** Фобос и Деймос — по-древнегречески «страх»
и «ужас». Этим грозным названием оба безобидных спутника обязаны греческой
мифологии, согласно которой бог войны Марс имел двух спутников с такими
именами. |
|
Фобос, который находится в 41 раз ближе к Марсу, чем Луна
к Земле (9380 километров), и диаметр которого равен примерно 15 километрам,
уж очень напоминает как бы специальный наблюдательный пункт над поверхностью
Марса, вроде искусственных спутников Земли, о которых шла речь выше. Один
оборот вокруг Марса Фобос совершает за 7 часов 39 минут — месяц на Марсе,
если его отсчитывать по Фобосу, приблизительно в 3 1/5 раза короче марсианских
суток.
Приближаться к гиганту Юпитеру будет опасно из-за риска
навсегда попасть в тенета его тяготения. Осмотр Юпитера будет производиться
с его спутников, находящихся на почтительном расстоянии от планеты. Подходящим
для этого будет, вероятно, открытый еще Галилеем второй спутник Юпитера
— Европа, — находящийся на расстоянии 670 тысяч километров от Юпитера.
Судя по тому, что поверхность Европы гораздо лучше отражает солнечные лучи,
чем сам Юпитер, можно думать, что этот спутник покрыт замерзшими газами
и льдом.
Особенно красивыми будут виды Сатурна с его спутников
благодаря драгоценному ожерелью, в которое одета эта планета. Но даже с
близкого расстояния кольца Сатурна будут попрежнему едва заметной черточкой,
перечеркивающей диск планеты, — так мала их толщина***********. Впрочем,
с самого Сатурна кольца были бы, вероятно, еще более красивыми. Во всяком
случае, небо Сатурна, украшенное постоянно висящей над экватором широкой
радугой колец, охватывающей небосвод от горизонта до горизонта, и прозрачной
креповой дымкой, касающейся поверхности планеты, было бы очень непривычным
для земного жителя.
*********** Точная модель колец Сатурна представляла
бы собой диск, вырезанный из тончайшей бумаги и имеющий диаметр 30 метров.
Действительно, диаметр колец Сатурна в 2,3 раза превышает диаметр самой
планеты: он равен 275 тысячам километров, тогда как их толщина не превышает
15 километров. |
|
|