44. Закон Мерфи
Хотя родословная первооткрывателя остается неизвестной
(обвинительный перст традиционно указывал на ирландцев), закон Мерфи —
один из самых известных во всей инженерной науке. Стандартная формулировка
звучит так: если что-то может сломаться, оно сломается.
Существует также и следствие, менее известное, но зачастую
поминаемое с еще большими эмоциями: даже если это не может сломаться, оно
сломается.
С самого начала процесс освоения космоса давал бесчисленные
доказательства закона, порой настолько невероятные, что в них с трудом
верилось: телескоп стоимостью в миллиард долларов, приведенный в состояние
непригодности неисправным инструментом для оптической настройки; спутник,
выведенный на неправильную орбиту из-за того, что один инженер переключил
какие-то провода, не предупредив своих коллег; новая модель корабля, взорванная
во время испытаний сотрудниками безопасности, у которых перегорел прожектор,
действующий по принципу светофора...
Как выяснилось в ходе последующего расследования, с боеголовкой,
выпущенной в Кали, все было в порядке. Она действительно могла высвободить
энергию, эквивалентную одной гигатонне тринитротолуола (плюс-минус пятьдесят
мегатонн). С помощью чертежей и образцов военной техники, сохранившихся
в военных архивах, конструкторы вполне компетентно сделали свое дело.
Но они работали с огромным напряжением, и им, возможно,
так и не удалось осознать, что фактически конструирование боеголовки —
отнюдь не самая сложная часть задачи.
Доставить ее как можно быстрее на Кали было довольно просто.
В распоряжении имелось любое количество доставочных кораблей, едва ли не
со стапеля. В конечном итоге несколько судов соединили вместе, получив
многоступенчатую ракету-носитель. Последняя ступень с высокоскоростным
плазменным двигателем продолжала сообщать толчок вплоть до последних минут
перед попаданием, когда на конечном участке траектории включалось автоматическое
наведение. Все сработало отлично...
Проблема возникла в другом. Изнуренная работой конструкторская
группа могла бы извлечь урок из давно забытого инцидента времен второй
мировой войны (1939—1945).
В кампании против японского флота подводные лодки военно-морских
сил США сделали ставку на новую модель торпеды. Правда, это едва ли можно
было назвать новым видом вооружения, поскольку к тому времени торпеды разрабатывались
уже в течение почти столетия. И обеспечить взрыв боеголовки при ударе по
цели никому не показалось бы задачей, требующей слишком больших усилий.
Тем не менее взбешенные командиры подводных лодок то и
дело докладывали в Вашингтон, что торпеды не взрываются. (Несомненно, все
остальные командиры сделали бы то же самое, если бы уцелели после своих
неудачных атак.) В главном управлении военно-морских сил отказывались верить.
Должно быть, они там просто плохие стрелки: превосходная новая торпеда
прошла всесторонние испытания, прежде чем ее поставили на вооружение, и
т. д., и т. п.
Подводники оказались правы. Торпеда вернулась к разработчикам.
Смущенная следственная комиссия обнаружила, что стержень ударника на носу
торпеды обламывался прежде, чем успевал выполнить свою довольно немудреную
работу.
Ракета, нацеленная на Кали, наносила удар со скоростью
не в несколько смехотворных километров в час, а свыше сотни километров
в секунду. При таких скоростях механический стержень ударника был бесполезен:
боеголовка двигалась во много раз быстрее, чем срабатывал контакт, который
передавал убийственное известие с черепашьей скоростью звука в металле.
Естественно, конструкторы прекрасно это знали и для взрыва боеголовки использовали
целиком электрическую систему.
Им было легче оправдаться, чем артиллерийско-техническому
управлению военно-морских сил США: испытать систему в реальных условиях
не представлялось возможным.
Поэтому никто никогда не узнает, почему же все-таки она
не сработала. |